Как «сказка на ночь» помогает детям развивать память

Неврологические исследования установили, что обучение посредством рассказывания историй помогает детям укрепить долгосрочную память и повысить школьную успеваемость, включая самые трудные (и скучные) предметы.

Рассказывание историй вызывает интерес и развивает память.

Опыт, который мы получаем, когда в детстве слушаем истории и сказки, формирует основу для обучения и запоминания.

Эта система служит двумя основным целям. Прежде всего, это позитивная эмоциональная связь, формирующаяся при восприятии историй, которые нам читают или рассказывают взрослые.

Более того, знакомые сценарии из детских сказок становятся структурой для формирования долгосрочной памяти.

Позитивные эмоции.

Слушание историй в детстве связано с приятными переживаниями, которые наш мозг запоминает и продолжает стремиться к ним на протяжении всей жизни. Часто это просто ощущение уюта оттого, что вы лежите, свернувшись калачиком в постели. Даже для детей, которые выросли в нестабильных или патологических семьях, сказка на ночь часто была моментом – пусть относительного и временного – но спокойствия.

Когда человек, став взрослым, вспоминает, как он ему читали или рассказывали сказки в детстве, он вновь переживает чувство, что о нем заботятся и его любят. Активизация этого позитивного эмоционального климата усиливает запоминание информации, которая передается в виде истории.

Феномен «одной книги».

Если вы имели удовольствие читать книги перед сном маленьким детям, вы, вероятно, заметили одну особенность.

В детстве мои дочери хотели читать одну и ту же книгу, снова и снова. Даже зная сказку почти наизусть, поскольку она была прочитана не менее десяти раз, они продолжали взволнованно «угадывать», что будет на следующей странице и испытывали глубокое удовольствие, оказавшись «правыми».

Феномен желания читать одну и ту же книгу постоянно связан с формированием мозгом связи «награда – удовольствие».

Связь проявляется как реакция мозга на сделанный выбор или предсказание, которые оказываются правильными.

Испытываемое удовольствие усиливает память. «Активное слушание», которое мы наблюдаем у детей, когда они увлеченно угадывают, что произойдет дальше, является ключом к хранению информации в долговременной памяти.

Желание «предсказывать» события в книге вызывается химическим соединением, допамином, который способствует переживанию чувства глубокого удовлетворения, повышения мотивации, развитию настойчивости и укреплению памяти.

В детстве мозг менее критичен к тому, что считать «предсказанием». По мере того как мы становимся взрослее, реакция удовольствия возникает в ответ на реальные предсказания (правильные ответы, которые не были известны заранее), но в детстве, когда нам рассказывают сказку на ночь, ответная реакция удовольствия возникает, даже если ребенок точно знает, что случится в следующей главе. В результате мозг развивает ожидание возможного удовольствия, когда начинает слышать что-нибудь, представленное в виде истории.

Структура долговременной памяти.

Передача знаний на заре человеческой истории происходила как раз посредством рассказывания историй. На протяжении веков истории были главным источником развлечений и центральным мотивом общинных собраний и особых мероприятий.

Успех историй объясняется способом, которым мозг хранит информацию. Наш мозг ищет и хранит воспоминания, основанные на закономерностях (повторяющихся отношениях). Эта система облегчает интерпретацию всего происходящего в мире (включая любую новую информацию, а также серьезные и незначительные выборы, которые мы делаем в течение дня), используя предшествующий опыт и знания в качестве призмы, через которую мы оцениваем все новое и непонятное.

Ментальная карта детских историй становится «каркасом», с помощью которого мозг может переработать новую информацию, представленную в знакомой форме.

Подобная структура формируется в раннем детстве и представлена в виде 3-ступенчатого процесса:

  1. Начало («Однажды, давным-давно…»).
  2. Проблема.
  3. Решение («…и жили они долго и счастливо»).

Когда любая информация, от алгебры до истории, представляется в виде знакомых рассказов (сценариев), сама структура облегчает запоминание этой информации. Со временем, набор «ментальных карт» расширяется, включая сценарии, которые необязательно имеют счастливый конец. Они позволяют детям изучать, исследовать и выявлять все многообразие вариантов и альтернативных решений.

Вот некоторые истории в качестве примеров.

Литература.

«Чарли был примерно в твоем возрасте, когда он решил начать зарабатывать деньги после школы. Как известно, 15-летнему подростку нелегко получить работу. Но, в конце концов, Чарли устроился в шикарный канцелярский магазин, как у нас на Стейт-Стрит. Его задачей было наклеивать этикетки на бутылочки с чернилами.

Чарли платили только за хорошо сделанную работу, и ему приходилось переделывать все снова и снова, потому что под этикетками образовывались пузырьки воздуха. Однажды другой мальчик, Бобби Фейджин, дал Чарли кусочек нитки и показал, как продеть ее под этикеткой, чтобы избавиться от пузырьков.

Вы, возможно удивитесь, но мальчик Чарли – это будущий Чарльз Диккенс. В благодарность он использовал имя своего дружелюбного напарника для персонажа романа «Оливер Твист» Боба Фейджина».

Вы можете сделать интересными исторических личностей, ученых или писателей, биографии которых изучают в школе ваши дети. Найдите что-нибудь интересное, чем занимался известный человек, когда был в возрасте вашего ребенка. Затем включите эти факты, с некоторыми изменениями и личностными особенностями, в историю, которая усилит интерес ребенка и облегчит запоминание.

Наука.

«Один парень хотел узнать, почему уровень воды в его ванне поднимается, когда он садится в нее, а иногда ванна переполняется и вода выплескивается наружу. Говорят, он провел множество экспериментов, которые ни к чему не привели, но однажды он все понял и крикнул: «Эврика!», что в его районе означало: «Нашел!».

Его полное имя было Архимед и, хотя он жил много веков назад в Греции, он выяснил то, что помогает нам делать самые современные корабли и подводные лодки по сей день».

Использование пауз.

Как драматическая пауза, которую актер использует для привлечения внимания аудитории, пауза в рассказе привлекает внимание и активизирует память ребенка.

Пауза в повествовании, сделанная в ключевой момент, связанный с важной информацией, вызывает любопытство и дает мозгу возможность задуматься и предугадать, что может случиться дальше. Результат: последующая информация привлекает внимание и лучше запоминается.

Истории с «открытым концом».

Если вы знаете, что проходит ваш ребенок по истории, представьте изучаемый материал в виде описания сцены и событий – и пусть ребенок предложит собственный вариант окончания. Получившийся рассказ заставит его изучать предмет с любопытством и лучше запомнить его.

Пример подобной истории: «Это был прекрасный день, когда все ожидали их посадки. После впечатляющего первого путешествия, люди на борту были довольны своим успехом до тех пор, пока не услышали тревожный звук, который заставил их бояться за свою жизнь».

Остановитесь здесь и попросите ребенка высказать свои предположения о том, что, когда, с кем и как случилось? (астронавты «Аполло 13», катастрофа дирижабля «Гинденбург», полет братьев Райт и т.п.).

Когда дети сами рассказывают истории, это развивает их память.

Эйнштейн сказал: «Если вы не можете объяснить это простыми словами, вы не понимаете этого достаточно хорошо». Требуется исчерпывающее понимание темы, чтобы «перевести» ее в историю, которую можно рассказать другим.

Попросите детей поделиться тем, что они изучают на уроках, в форме рассказа или сказки.

Они будут иметь позитивный эмоциональный опыт, видя ваш искренний интерес к тому, что они говорят, и смогут развить память, пытаясь трансформировать информацию в интересную историю.

Один студент колледжа, например, придумал сентиментальную историю о приключениях одинокой частички новой информации, которая, попав в мозг, чувствовала себя потерянной и печальной до тех пор, пока не нашла семью родственной, ранее изученной информации и включилась в долговременный цикл памяти.

Превращая информацию в историю, вы делаете сухие факты более интересными, активируя позитивное эмоциональное состояние мозга, «ментальную карту» и развивая долговременную память.

Независимо от того, придумали эти истории вы или ваши дети, мозг соединяет вновь изученное с тем, что хранится в долговременной памяти, в рамках имеющейся структуры, которая используется с тех пор, как вы рассказали им первую сказку на ночь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *